Версия для слабовидящих

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №202"

г. Саратов, Проспект Строителей 36А

8(452)62-06-60

8(452)62-06-60

dsKolobok202@yandex.ru


             

 
                    

Информер погоды на неделю

МДОУ "Детский сад №202" Ленинского района города СаратоваМг. Петрозаводск,
ул. Репникова, 33
(8142) 77-88-99
Пн–пт с 8:00 до 19:00

Танец и музыка – вот, что лечит нас эмоционально. Легко у человека на душе он танцует и поет, печаль – тоже танцует. Но мы рассмотрим танец как процесс физиологического лечения человека.

Я работаю в дошкольном учреждении хореографом, поэтому буду рассматривать танец, который непосредственно влияет на процесс лечения и становления личности с дошкольного возраста.

Этот возраст один из наиболее ответственных периодов в нашей жизни. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физиологического развития ребенка и формируется его личность.

В период от 3 до 7 лет идет интенсивный рост ребенка, он развивается, движения становятся для него потребностью. Поэтому танцевально-ритмическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Движения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей и основываются на простых общеразвивающих упражнениях. Так, например, reverans или поклон изучается без первого шага, а просто, у мальчиков с поклона головы, а у девочек с меленькой «пружинки» (demi plie).

Дети изучают основы хореографии с партерного станка, такие как releve и «велосипед». Эффективность этих движений зависит от разностороннего воздействия на опорно-двигательную систему, сердечнососудистую, дыхательную и нервную. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями. Так, движение demi plie изучаем в образе «лягушат», положение стопы – первая  позиция, носочки развернуты в сторону, пяточки вместе, при приседании коленочки открываются в сторону, смотрят на носки. По второй позиции – образ «паучка» (пяточки находятся на расстоянии друг от друга, носки также открыты в сторону, при приседании, корпус ровный, пятки от пола не отрываются, а колени смотрят на носочки).

В этом возрасте косточки еще окончательно не сформированы, не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, конечностей. Позвоночник гибок и податлив и при неправильном положении корпуса возможно его искривление, поэтому преподавателю хореографии, воспитателю и инструктору по физической культуре, необходимо совместно уделять особое внимание осанке и походке ребенка.

Занятия начинаем с марша по залу. Следим за осанкой, вытянутостью коленей и стопы. Шаг на носках – подтянутость корпуса и, опять таки, вытянутость коленей. Все упражнения даются с учетом правильного положения корпуса (см. табл.1).

Таблица 1

Пример движений и их положительного влияния на развитие ребенка

№ п.п. Движение Что развивает — движение Положительное влияние
1 Приветствие – reverans,demi plie — приседание Эластичность ног, развивает паховые мышцы и мышцы голени, плавность, устойчивость, косолапость, осанку Устойчивость, правильная осанка, эластичность, исправление косолапости
2 Batmentt tendu – вынос ноги на носок(в народном плане) Точность движения, координацию, устойчивость, ловкость, внимание,развитие подъема Осанка, внимание, усвоение правая, левая нога, косолапость
3 Позиции рук классического и народного танцев Танцевальность рук, гибкость корпуса, подтянутость спины и грудной клетки Пальчики группируются, ладошки принимают правильную форму – сгруппированность, эмоциональность
4 Tamps live cotte — прыжки Прыгучесть, устойчивость, эластичность мышц, осанка Исправление косолапости, точность движения, внимание

Для детей младших групп все эти движения мы используем в игровой форме, на партере (на полу).

Batmentt tendu – стучим, чтобы услышать «мышку», tamps live cotte – «заинька». Чередуя шаг на носках и пятках – это «цыплята» и «медвежонок». Позиции рук – «надуваем шарик». Народные руки – чистые ручки.

Итак, благодаря танцу у детей развивается весь суставно-мышечный аппарат (мышцы шеи, грудной клетки), дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Танец помогает освободиться или исправить сутулость, перекоса плеч, косолапости. Развивает силу, выносливость, а также собранность, внимание, воображение. Проведенный нами мониторинг эмоционального и физического развития детей дошкольного возраста в детском саду выявил положительное влияние указанных в таблице 1 и применяемых нами на занятиях хореографией упражнений. Так, значительно уменьшилось количество детей, имеющих косолапость (с 40 % до 20;%) и плоскостопие (с 30% до 20%). На 10 % уменьшилась сутулость у детей в старшей подготовительной группе. Наблюдение за поведением наших воспитанников на занятиях и вне их, показало, что танцевальные упражнения и сами танцы благотворно повлияли на эмоциональную сферу детей. Они стали более раскрепощенными в общении,  открытыми в проявлении своих эмоций.

Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер — бывший консультант Королевского балета Англии — писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных»  В российском  дошкольном образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

В заключение отмечу что занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно.