Версия для слабовидящих

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №202"

г. Саратов, Проспект Строителей 36А

8(452)62-06-60

8(452)62-06-60

dsKolobok202@yandex.ru


             

 
                    

МДОУ "Детский сад №202" Ленинского района города СаратоваМг. Петрозаводск,
ул. Репникова, 33
(8142) 77-88-99
Пн–пт с 8:00 до 19:00

Проблемы преемственности детского сада и школы.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой все педагоги образовательной среды. Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

      С какими же проблемами мы, педагоги, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1.Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения.

2.Завышенные требования к готовности ребенка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев).

3.Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу.

4. Недостаточное количество специалистов в образовательном учреждении.

5. Недостаточная обеспеченность учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствия существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

        Для решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

1.Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

2.Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;

3.Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

4.Проведение заседаний ПМПк и педсоветов, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);

5.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

6.Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

      Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы, которые будут  определены основными направлениями обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно: методическая работа; работа с детьми; работа с родителями.

      Методическая работа должна осуществляться через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада.

      Работа с родителями должна вестись на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки, проводятся родительские собрания, встречи за “круглым столом”, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы приходят в ДОУ и отвечают на все вопросы родителей, проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.

     И, конечно, работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение школьного музея, библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – все это вызывает у дошкольников желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

МУЗЕЙ ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ  КАК ФОРМА ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Существенные изменения произошли и в содержании дошкольного образования, это и  принятие нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания  работы, поиска новых путей и условий развития ребенка, внедрения педагогических технологий, создавая возможность для профессионального творчества и инновационных процессов в повышении качества дошкольного образования. 

В нашем саду воспитательно – образовательный процесс осуществляется в соответствии с инновационной моделью учреждения «Юный эколог».

Новизна модели  заключается в организации современных экологических и здоровьесберегающих пространств; использовании метода проекта для повышения качественного уровня развития детей; доброжелательного отношения к природному миру и ЗОЖ; выработке стратегии сотрудничества с социумом.

Модель образовательного учреждения «Юный эколог» предусматривает координацию различных направлений педагогического процесса на основе взаимодействия специалистов и других сотрудников ДОУ, совершенствование медико – социальных условий, организацию эколого – ориентированной предметно – пространственной среды ДОУ и направлена на гармоничное развитие ребенка.

В рамках реализации модели, в целях развития у педагогов, воспитанников и родителей экологической культуры, в нашем учреждении организован мини – музей природы «Живая планета», куда входят -  «Живая природа»; «Неживая природа»; «Природа Саратовского края»; «Человек».

 Мини-музей  в нашем центре развития  родился  с малого – уголка природы, затем  выставки, посвященной «Дню Земли», «Дню птиц», «Дню экологии» и т.д.

 По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении лестничного пролета - природы. Вопросы, связанные с организацией музея и его работой были  вынесены  на повестку педагогического совета. В обсуждении этого важного вопроса приняли участие представители Родительского комитета.  План работы музея разработан в соответствии с годовым планом работы детского сада. В план включаются занятия, праздники, экскурсии.

Музей природы помогает педагогам успешно решать ряд задач:

ØОбогащение предметно – развивающей среды ДОУ;

ØПриобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;                                                                                                  

ØФормирование у дошкольников представления о музее, приобщать к искусству, знакомя их с экспозициями  музеев природы;                                                                                                                 

ØРасширение кругозора дошкольников.

ØСпособствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;                      

 ØФормирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.

ØРазвитие творческого и логического воображения.

ØФормирование активной жизненной позиции.

ØПовышать культурный уровень педагогов и родителей.

Идея создания мини - музея  возникла по нескольким причинам:

 Œ Наш детский сад находится  далеко от  центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

Нет возможности  организовать экскурсии на природу, в парки,  рядом ведётся стройка.

В  условиях  нашего детского сада  мини – музей стал центром культурно – эстетического и экологического  развития ребёнка. 

Администрация и педагоги детского сада ответственно подошли к дизайну каждого уголка музея, старались сделать интерьер гармоничным и уютным. И в результате музей стал «изюминкой» детского сада. 

Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник. Наш педколлектив проводит там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.

Музейные экспонаты собраны по разным принципам, например, такие как:

Принцип интеграции -  мини-музей учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности -  мини-музей  предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).

Принцип природосообразности - мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривает  условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты   достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют  различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей предлагает  условия для всестороннего развития ребенка, поощряет его инициативность, творческую деятельность в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребёнок – педагог»,  «ребенок- ребенок» Здесь созданы все условия для новых отношений и перехода на диалоговую форму обучения.

Принцип культуросообразности – мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея постоянно дополняются  и обновляются.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими  природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип регионального компонента – мини-музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с природой родного края, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Принцип экологичности - все экспонаты  экологически безопасные для здоровья детей.

Принцип безопасности: мини – музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой НОД и самостоятельной деятельностью,  отражая  тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

     В основе инновационной работы нашего коллектива лежат такие направления, как:

- Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, экологического центра, музея занимательных наук Эйнштейна.

- Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.

- Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп. Например, такие как: «Здравствуй, музей!», «Удивительный мир птиц», «Живые барометры»,  «Красная книга», «Экзотические животные», «Лесной театр»,  «Подземная кладовая Саратовского края»,  «Путешествие в мир насекомых», «Фантастический мир бабочек», «Подводный мир», «Дорога в космос» и т.д

- Театрализованные экскурсии в музее: экологические праздники и развлечения. 

- Использование нововведений на занятиях и в организации воспитательно – образовательного процесса, например таких, как:  театрализованное занятие, занятие – путешествие,  сюжетно - ролевая игра – занятие, консультации, взаимообучения, аукционы,  презентации, гостиная, проекты, занятия - фантазии, концерты,  игра - поле чудес. 

Формы работы мини – музея:

- Выставки: познавательные, музейно – исторические, эколого – краеведческие, художественные, конкурсы, ярмарки, детское творчество.

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 недель. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.

- Экскурсионная работа с детьми ведётся со 2 младшей группы.

- Творческая гостиная.

- Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д

- Экскурсии для родителей, детей и педагогов.

- Семинары и мастер – классы для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: опыты и эксперименты, нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

- Студия «Город мастеров».

- Проектная деятельность.

- Экспериментальная деятельность.

В музее  проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной и экспериментальной  деятельности.

В результате проведённой в музее работы у детей повысился интерес к произведениям  пейзажной живописи, художественным произведениям о природе, экспериментированию, способность к экологическому восприятию; существенно расширились представления об окружающем мире, о городе, природе родного края.

 Возросла заинтересованность педагогов и родителей об экологическом состоянии нашей планеты. Родители стали активно принимать участия в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие нашего музея природы позволяет активно привлекать взрослых и детей заботиться о природе, беречь её, участвовать в проектной деятельности, организовывать экскурсии, изготавливать  экспонаты. Всё это способствует укреплению семьи,  формирует желания  совместно изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй

Список литературы.

1. «Музейная педагогика». Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

2. Рыжова Н.А. «Как стать коллекционером». Игра и дети № 24, 2004.

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А.. «Мини-музей в детском саду». М.: Линка-Пресс, 2008.

4. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений». М.: Линка-Пресс, 2004.